Моя истосковавшаяся душа жаждет обсуждений и да, я хочу «поговорить об этом», леди и сэры. А то раздел пустует без зауми всяко-разной, одни анекдоты – сплошная пичалька.
А довелось нам однажды беседовать с сэром Йоиши по аське об Очевидной магии, о том, что это за штука такая, как ее играть, что при этом персонажам «ощущать» и т.д. Если бы мы играли по миру, где магия не прописана совсем, то можно было бы не париться, а фантазировать каждому в меру собственной испорченности и все. Но у Фрая она в общих чертах прописана, а это значит, что было бы здорово выцепить эти черты, додумать то, что нам неясно и прийти к какому-то общему представлению о.
Чтобы хоть с чего-то начать, для начала я предлагаю поговорить о наиболее, на первый взгляд, простом – о технике Очевидной магии. То есть о том, какие действия нужно произвести магу, чтобы получить результат.
Нам известно, что Очевидная магия основана на заклинаниях. Заклинания произносятся на древнем языке Хонхоны. Заклинания оные в переводе звучат нецензурно и чем выше уровень заклинания (ступень Очевидной магии), тем более грязные ругательства используются. Джуффин где-то (не помню в какой из книг, но найду, я их сейчас перечитываю) объяснял это тем, что Древние знали, что делают. Дескать, раз Очевидная магия насилует мир, то и называть вещи надо своими именами ))
Но какие действия, кроме произнесения заклинания, нужно произвести?
В «Даре Шаванахолы» есть классный эпизод, отлично иллюстрирующий технику применения Очевидной магии высоких ступеней.
Вот кусок. Он довольно длинный, но очень показательный:
— Всего восемь слов, — сказал сэр Шурф. — Ни за что не поверю, что ты не способен их запомнить.
Мы сидели в одном из подвальных помещений Дома у Моста, своего рода бункере для желающих как следует поколдовать. Когда выяснилось, что применение высоких ступеней Очевидной магии опасно для равновесия и даже существования Мира, ребята из Ордена Семилистника обустроили для своих колдовских нужд кучу подвалов и подземелий. А хитроумный сэр Джуффин Халли в результате какой-то головокружительной интриги оттяпал часть полезных помещений в пользу Тайного Сыска. Не знаю, как именно это работает, но считается, что магические действия, произведенные снаружи, хоть немного, да изменяют весь Мир, а колдун, закрывшийся в подвале, воздействует исключительно на избранный им объект и ни на что больше. По крайней мере, мне так сто раз объясняли.
— Ну, наверное, способен, — сдался я. — Тем более, что всякое стоящее заклинание само себя произносит, я в курсе…
— Ты в курсе?! — изумился Шурф. — Интересные у тебя, должно быть, источники информации. Потому что я тебе этого точно не говорил. А сэр Джуффин уверен, что заклинаниям нельзя доверять — среди них попадаются зловредные и просто любители пошутить, будешь потом собирать себя по кусочкам, не понимая, что и как натворил. Он считает, что Очевидную магию следует держать под жестким контролем. И я с ним совершенно согласен.
— Вот и мне тоже так кажется, — кивнул я. — Обязательно держать под контролем. Именно поэтому я и прошу тебя записать это заклинание. Чтобы я читал, а не говорил, что в голову придет. Вряд ли я способен четко осознавать, где кончается моя память и начинается воля самого заклинания.
— С этой точки зрения я на вопрос не смотрел, — согласился Шурф. — Пусть будет по-твоему.
И наконец сделал то, чего я от него добивался: достал из кармана самопишущую табличку, приложил к ней руку и отдал табличку мне. Заклятие Тайного Запрета проявилось на поверхности крупными, четкими, как в детской книжке, буквами. Я был совершенно удовлетворен.
— Но вообще читать заклинания, подглядывая в конспект, очень некрасиво, — неожиданно сказал Лонли-Локли. — Низкий стиль. Постарайся к этому не привыкать.
— Ты бы еще заявил, что это уже сто лет не модно, — усмехнулся я.— Совершенно верно, не модно, — невозмутимо подтвердил он. — Только не сто лет, а примерно полторы тысячи.
Я даже не нашелся, что на это ответить.
— И кстати, на твоем месте я бы записывал не текст заклинания, а собственно формулировку, — сказал Шурф. — Что именно ты собираешься мне запретить? Подумай хорошенько. А то ляпнешь что-нибудь не то, и я буду вести себя, как идиот, и тебе никакой пользы.
— Это я могу, да.
Я задумался. Действительно, как сформулировать? Первое, что пришло в голову: «ни с кем не говорить о Незримой Библиотеке». Но я тут же спохватился: «ни с кем, кроме меня». А то смеху будет, если Шурф наотрез откажется обсуждать со мной самые интересные вещи в мире. Но, поразмыслив, я отмел и эту формулировку. Теоретически, Лонли-Локли запросто может арестовать призраков самостоятельно, без предварительных обсуждений с начальством. Полномочий у него более чем достаточно.
— Похоже, я очень вовремя напомнил тебе о необходимости четко сформулировать запрет, — заметил Шурф.
Я только горько вздохнул.
В конце концов я нашел оптимальный вариант: «ничем не навредить ни Незримой Библиотеке, ни ее сотрудникам».
— Что дальше? — спросил я.
— Никак не могу решить. С одной стороны, для чистоты эксперимента мне следует остаться тут и услышать, что именно ты мне запрещаешь. Мне же только в общих чертах понятно: скорее всего, я не должен буду кого-нибудь убивать, арестовывать, отправлять в ссылку и так далее. Но о ком именно речь, я не знаю. С другой стороны, в твоих интересах, чтобы заклятие подействовало, а значит, мне лучше выйти. Что скажешь?
— Давай так, — подумав, сказал я. — Ты сейчас все-таки выйдешь. Я наложу заклятие, и мы посмотрим, как оно действует, пока ты точно не знаешь, чего именно тебе нельзя делать. А какое-то время спустя я скажу, какая была формулировка. И ты сможешь наблюдать, какие перемены произойдут после этого в твоем организме. Или не произойдут.
Я, конечно, не столько заботился об эксперименте, сколько расчитывал, что за это время сэр Шурф так глубоко увязнет в тайнах Незримой Библиотеки, что никаких заклятий не понадобится.
— Так лучше всего, — согласился мой друг. — Удивительно даже не то, что у тебя столь изворотливый ум — разные бывают таланты. Поразительно, как ловко ты скрываешь это большую часть времени. Ладно бы от окружающих, но мне кажется, что и от самого себя.— Просто не люблю себя хитрого, — честно сказал я. — Неприятный тип. Но временами, как видишь, полезный. Ты лучше скажи, что мне делать после того, как ты выйдешь? Читать слова заклинания, потом формулировать запрет, и все?
— В обратном порядке. Сперва ты громко и четко говоришь, чего я не должен делать. При этом, разумеется, представляешь, что я стою перед тобой и внимательно слушаю — ну, как всегда в таких случаях. На высоких ступенях Белой магии без визуализации не обойтись. Кстати, имей в виду, что на данном этапе еще можно исправить ошибку. Если ты вдруг запнешься, или собьешься, или поймешь, что вместо меня нечаянно вообразил кого-то другого, просто скажи: «Нет!» — громко и яростно, как будто разговариваешь с незаслуживающим уважения врагом. Потом дай себе подзатыльник и начинай сначала.
— Подзатыльник обязательно? Или просто чтобы жизнь медом не казалась?
— Для новичка, вроде тебя, совершенно необходимо. Это простой и эффективный способ резко увести свое внимание от уже начавшегося процесса. Опытному колдуну это не нужно; впрочем, опытные и ошибок не делают. Если бы здесь был умывальник, я бы предложил тебе сунуть голову под струю воды, но подзатыльник — тоже неплохо. Впрочем, будем надеяться, что все это тебе не понадобится и ты благополучно дойдешь до второго этапа — собственно заклинания. Произнося его, следует одновременно представить, что слова накрывают меня, как тонкие одеяла, и постепенно растворяются в моем теле. Думаю, этот традиционный для Белой магии метод уже тоже тебе знаком.
— Представь себе, нет. Джуффин, обучая меня, так налегал на Истинную магию, что в Очевидной я до сих пор мало что смыслю.
— Пожалуй, в твоем случае оно и неплохо. Если уж живешь в Сердце Мира, Очевидная магия будет усваиваться сама собой, по мере надобности — вот как сейчас. Как думаешь, ты справишься? Потому что если вместо меня ты представишь себе кого-нибудь другого, выйдет довольно неловко.
— Справлюсь, — храбро сказал я.
А что еще мне оставалось.
Тут, мне кажется, есть пара очень важных моментов:
1. Заклинания сами хотят воплотиться. Причем, чем выше уровень, чем сильнее заклинание, тем сложнее с ним справиться магу. Эта идея для Фрая очень важна, она много где звучит: что что-то само хочет стать.
Возможно, сюда же может относиться и Ужас Магов.
2. Техника колдовства с помощью Очевидной магии примерно такова: заклинание + воля мага + визуализация.
Таким образом, у нас начинает прорисовываться условная «формула»: «заклинание + воля мага + визуализация».
К ней должны добавляться, на мой взгляд, еще и жесты. Для фраевских колдунов очень важны руки. Это пару раз встречалось в книгах. Один раз когда Макс предлагал отрезать руку Мелифаро, чтобы освободить его от шкатулки Гравви, Джуффин ему сказал, что тогда Мелифаро не сможет колдовать. И второй раз, когда кочевники похитили Макса, в ковер завернули и повезли к себе в степи, Макс думал как бы с ними справиться и руки разминал.
Получается, жесты при колдовстве тоже очень важны.
Итоговая формула: заклинание + воля + визуализация + жесты.
Примерные вопросы на обсуждение:
- Что к оной «формуле» можно добавить, если я что-то забыл? Или, наоборот, есть что-то лишнее?
- Одинакова ли «формула» на разных ступенях магии? Или на более низких можно обходиться и более простым набором действий?
- Как, в связи с этим, могут различаться разные традиции магии (магия разных Орденов)?
- Каким образом изобретаются новые заклинания?
Вопросы на обсуждение можно дополнять.
Очень сильно прошу всех высказываться. Особенно тех, чьи персонажи имеют непосредственное отношение к работе с Очевидной магией.